Тема: Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия ребенка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 8
1.1. Определение понятий «взаимодействие» и «семейное взаимодействие». 8
1.2. Семья и семейное воспитание. 8
1.3. Классификации стилей семейного воспитания. 10
1.4. Классификации функций семьи. 15
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА.. 18
2.1. Понятие эмоционального благополучия. Точки зрения отечественных и зарубежных авторов. 19
2.2. Родительское отношение к ребенку и его эмоциональные состояния в школьном возрасте. 26
2.3. Причины возникновения эмоционального дискомфорта ребенка. 27
3. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РЕБЕНКОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ.. 33
3.1. Организация и методы исследования. 33
3.2. Диагностика детско-родительских отношений. 33
3.3. Исследование эмоционального благополучия ребенка. 35
3.4. Определение коэффициента ранговой корреляции. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 38
Выдержка из работы:
Целью работы является исследование взаимоотношений детей и родителей в семье и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения и эмоциональный компонент развития ребенка.
Предмет исследования – особенности взаимодействий родителей и детей и эмоциональное благополучие.
Гипотеза: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и эмоциональным благополучием ребенка.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей и эмоционального благополучия ребенка.
- Исследовать взаимодействия между детьми и родителями в семье.
- Исследовать эмоциональные проявления ребенка.
4. Выявить взаимосвязь между родительским отношением и эмоциональным благополучием ребенка.
Задачи решались с помощью следующих методик исследования:
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» В.И. Марковской.
- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д.Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
- Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара.
Исходя из поставленных задач, была построена следующая структура работы. Первая глава посвящена одному из теоретических аспектов данной работы. В ней дан анализ литературы, посвященной проблемам взаимодействие детей и родителей в семье.
Вторая глава содержит анализ литературных источников по теме эмоционального благополучия – неблагополучия детей
Третья (практическая) глава посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направленно на выявление взаимоотношений между родителями и детьми в семье и их влияние на уровень эмоционального благополучия ребенка.
Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов, о влиянии родительского отношения на эмоциональное благополучие ребенка.