Тема: Коррекция эмоционально-волевой регуляции поведения в общении у младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРОБЛЕМ А ГРУППОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. ВВЕДЕНИЕ В АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.. 6
1.2. ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. РАЗВИВАЮЩАЯ, КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.. 13
2.1. ИЗУЧЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 13
2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ, КОРРЕКЦИОННО-СТИМУЛИРУЮЩЕЙ РАБОТЫ.. 18
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТА.. 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 31
Таблица 1. Первичные эмпирические данные статусного положения в коллективе. 31
Таблица 2. Среднее арифметическое значение положения в системе межличностных отношений. 32
ПРИЛОЖЕННИЕ 2. Описание игр, используемых в коррекционной программе 32
Выдержка из работы:
Цель нашего исследования – выявить особенности нарушения в структуре эмоционально-волевой сферы у младшего школьного возраста, и, посредством специально разработанной программы – тренинговых занятий, исследовать влияние общения детей со сверстниками на коррекцию этих нарушении.
Исходя из этого, в нашем исследовании мы изучали проблему: какое влияние оказывают тренинговые занятия на коррекцию эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
В качестве объекта исследования выступает эффективность тренинговых занятий. Предметом изучения мы определили эмоционально-волевую сферу младшего школьника,
В соответствии с целью исследования мы выдвинули общую гипотезу о том, что создание психологических условий развивает способность к эмоциональной регуляции поведения у детей младшего школьного возраста. К таким условиям мы относим коррекционно-развивающие занятия по формированию эмоциональной стабильности.
Логическими основаниями для выдвижения гипотезы послужили следующие положения: в основе изучения эмоционально-волевой сферы младшего школьника, мы определили общение как процесс, в котором регуляция поведения актуализируется и проявляется. Показателем регуляции поведения является способность управлять своим вниманием и опосредовать свои действия наглядным образцом.
Предварительно мы выдвигали перед собой следующие задачи:
1. Анализ состояния проблемы коррекции личности при помощи группового воздействия в исследованиях ученых.
2. Анализ методов диагностики эмоционально-волевой сферы младшего школьника
3. Изучение и определение особенностей нарушений в структуре эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
4.Разработка и апробирование коррекционной программы тренинга общения, направленной на формирование эмоциональной стабильности младшего школьника.
Испытуемые – дети 9-10 лет.
Всего в исследовании было задействовано 50 испытуемых. Все они обучаются в СШ № 220 г. Минска в четвертом классе (из них 25 девочек и 25 мальчиков).
Для сбора фактического материала применялись следующие методы:
· Для изучения межличностных отношений методика-социометрия.
• Обработка полученных данных производилась количественными и качественными методами с использованием статистического описания на компьютерах IBM с помощью статистического пакета STADIA.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Подготовительный этап. Изучение литературы по вопросам коррекции личности при помощи группового воздействия. Был выбран объект исследования, определен предмет, сформулированы цели, гипотеза и задача исследования, выбраны основные методы организации исследования и сбора фактического материала.
2. Основной этап. Сбор фактического материала с помощью методики социометрия с целью изучения эмоциональной регуляции поведения в общении.
3. Заключительный этап. Количественный и качественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.