Тема: Взаимосвязь мышления и когнитивного стилей у юношей и девушек.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Исследование когнитивных (познавательных) стилей и мышления в зарубежной и отечественной психологии. 6
1.1 Понятие когнитивных стилей в психологии. 6
1.2.Определение понятия мышления. Основные признаки мышления. 8
1.3. Половые особенности развития когнитивной сферы.. 14
Выводы.. 24
Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей когнитивных стилей и мышления в юношеском возрасте. 25
2.1. Методики исследования и выборка испытуемых. 25
2.2. Анализ результатов исследования когнитивных стилей и мышления юношей и девушек. 26
2.3. Изучение половых различий когнитивных стилей и мышления юношей и девушек. 28
Выводы.. 30
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 33
Приложение. 35
Выдержка из работы:
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, приобретают значение при необходимости повышения эффективности мыслительной деятельности при организации процесса обучения в средних и высших учебных заведениях. Результаты данной работы могут быть полезны для педагогов, психологов и всех людей, интересующихся развитием своей когнитивной сферы.
Гипотеза исследования: существуют половые различия когнитивного стиля и мышления в юношеском возрасте у юношей и девушек.
Объект исследования: половые различия развития познавательной сферы.
Предмет исследования: половые особенности развития когнитивных стилей и уровня обобщения, как одной из операций мышления.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между когнитивными стилями (полезависимость – поленезависимость, узкий – широкий диапазон эквивалентности) и мышления у юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить когнитивные стили студентов.
3. Продиагностировать уровень обобщения понятий.
4. Определить связь когнитивных стилей (полезависимость – поленезависимость, узкий – широкий диапазон эквивалентности) с уровнем обобщения понятий.
5. Определить гендерные различия развития познавательной сферы юношей и девушек.
В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы, корреляционное исследование, метод сравнительного анализа. Психодиагностические методики:
1. Методика «Скрытые фигуры» модификация Л.Л.Терстоуна.
2. Тест «Свободной сортировки объектов» Р.Гарднера (модификация В.А.Колги – набор карточек «Время»)
3. Методика «Выявление общих понятий».
4. Методика «Исключение понятий».
В работе использовались следующие методы математической и статистической обработки: описательная статистика, критерий ранговой корреляции Rs Ч.Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, которые обсчитывались с помощью компьютерного пакета статистических программ «STATISTIKA 5,5».
Курсовая работа состоит из двух глав, включает введение, заключение, список использованных источников – 27 наименований, 5 таблиц, приложение.