Тема: Взаимосвязь акцетуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРА.. 7
1.1 История развития взглядов на характер в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.2 Сущность характера, его свойства и структура. 11
1.3 Формирование характера в подростковом возрасте. 16
1.4 Типология акцентуаций характера. 21
1.5 Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера в подростковом возрасте. 30
2 Межличностные отношения и их особенности в подростковом возрасте.. 37
2.1 Теоретические подходы к изучению межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологии. 37
2.2 Проблема классификации межличностных отношений. 38
2.3 Особенности межличностных отношений у подростков. 41
2.3.1 Общение со сверстниками, как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. 41
2.3.2 Общение подростка с родителями и его влияние на становление идентичности. 45
2.3.3 Влияние школьного обучения и общение с учителями на развитие личности подростка. 48
3 Эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи акцентуаций характера с межличностными отношениями у подростков.. 57
3.1 Организация и методы исследования. 57
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 59
3.3 Рекомендации по коррекционной и профилактической работе с акцентуированными личностями. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 90
Выдержка из работы:
Целью дипломной работы является изучение взаимосвязи акцентуаций характера с межличностными отношениями подростков.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к проблеме характера, историю его развития в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
– изучить особенности формирования и типологию характера в подростковом возрасте;
– рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения и классификации межличностных отношений;
– изучить особенности межличностных отношений у подростков;
– спланировать и провести эмпирическое исследование по выявлению акцентуаций характера с межличностными отношениями у подростков.
Объект исследования – акцентуации характера у подростков.
Предмет исследования – межличностные отношения подростков.
Гипотеза: взаимосвязь типов межличностных отношений у подростков от акцентуированных черт личности. Каждому акцентуированному индивидуально-личностному свойству подростков предположительно соответствует определённый тип межличностных отношений.
Методология и методы проведенного исследования: тестирование и математико-статистический метод исследования. Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы использовался следующий пакет методик: тест – опросник «методика изучения акцентуаций характера личности» К. Леонгарда - С. Шмишека; методика субъективной оценки межличностных отношений (С. В. Духновский); социометрия (Я. Л. Коломинский); методика оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховского).