Тема: Взаимосвязь страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………... |
3 |
Общая характеристика работы………………………………………………... | 5 |
1.Современные психологические подходы к проблеме тревожности и страха у детей………………………………..…………………………………. |
8 |
1.1 Феномен тревожности и ее влияние на личностное развитие……… | 8 |
1.2. Общая характеристика феномена «страх» в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………………….. |
17 |
1.3. Половые различия в проявлении страха и тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………….… |
27 |
1.4. Психологические особенности детей с музыкальной одаренностью………………………………………………………………. |
35 |
Выводы…………………………………………………................................ | 41 |
2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и страха у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………………………………………………………………………. |
43 |
2.1 Организация и проведение исследования …………………………… | 43 |
2.2 Психологические характеристики тревожности и страха у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста..…………………………………………………………………….. |
46 |
2.3 Половые различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………… |
59 |
Выводы ……….……………………………………………………………... | 62 |
Заключение……………………………………………..…………….………… | 64 |
Список использованных источников………………………………….……... | 66 |
Приложения……………………………………………………………..……… | 71 |
Выдержка из работы:
Актуальность исследования связана с необходимостью исследования психического здоровья ребенка, важным компонентом которого является его эмоциональное благополучие. Своевременное выявление детей с симптомокомплексами повышенной тревожности и страха, коррекция негативных эмоциональных проявлений являются основными психологическими мероприятиями в системе образования, необходимыми для гармонизации развития детей и помощи им в адаптации к условиям школьного обучения.
Цель исследования: выявление психологических характеристик проявления страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, выделены следующие задачи исследования:
- Проанализировать состояние теоретической разработанности проблемы половых различий в проявлении эмоциональных состояний (страха и тревожности) в младшем школьном возрасте.
- Рассмотреть методологические подходы к исследованию музыкальной одаренности.
- Выявить половые различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: страх и тревожность как психические состояния.
Предмет исследования: проявления страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методологическими основаниями исследования являются: системный подход к изучению тревожности (Ф.Б. Березин, А.М. Прихожан, П.В. Румянцева и др.); положения о страхе как об одном из средств социального развития и воспитания (М.А. Кремень); классификация страха по различным основаниям (А.С. Зубов, Б.Д. Карвасарский, Н.Е. Осипов, К.К. Платонов); причинно-следственная теория развития детских страхов на основе неадаптивных форм детско-родительских отношений (А.И. Захаров).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- психодиагностические методы (метод тестирования, проективный метод, метод экспертной оценки);
- метод качественно-колличественной обработки данных (подсчет процентного соотношения результатов, расчет U-критерия Манна Уитни).
Методики исследования:
- тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»;
- методика «Тест тревожности» (Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки);
- «Опросник для выявления тревожного ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Эмпирическая база исследования: Государственное учреждение образования «Гимназия-колледж искусств им. И.О. Ахремчика». Испытуемые – учащиеся 2-4 классов, в возрасте 7-10 лет, всего 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек.