Тема: Самооценка и стресоустойчивость
у учащихся с нарушением слуха
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы…………………………………………………...5
1.Теоретическое изучение самооценки и стессоустойчивости учащихся с
нарушением слуха...................................................................................................8
1.1. Понятие самооценки………………………………………………...........8
1.2. Понятие о стессе и стрессоустойчивости................................................22
1.3. Особенности развития у слабослышащих и глухих...............................38
Выводы...................................................................................................................44
2. Эмпирическое исследование развития и взаимосвязи самооценки и
стрессоустойчивости учащихся с нарушением слуха........................................48
2.1. Организация и методика исследования...................................................48
2.2. Описание и анализ результатов исследования самооценки и
стрессоустойчивости учащихся с нарушением слуха........................................51
2.3. Изучение взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости
у учащихся с нарушением слуха..........................................................................63
Выводы...................................................................................................................67
Заключение.............................................................................................................69
Список использованных источников...................................................................71
Приложения...........................................................................................................76
Выдержка из работы:
Актуальность темы. Тенденция роста числа детей с нарушениями развития, потребности общества в гуманизации человеческих отношений путем социально-педагогической адаптации, не освоенный реабилитационный потенциал исследуемой категории детей, теоретическая нерезработанность описания и анализа этого процесса в условиях специального образовательного учреждения определили тему исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования самооценки и стрессоустойчивости.
2. Изучить самооценку и стрессоустойчивость у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
3. Проанализировать выявленные особенности взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха, сделать выводы и предложить рекомендации.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: самооценка и стрессоустойчивость у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: существует взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Методологическими основаниями являются положения отечественной и зарубежной психологии в области исследования самооценки, стресса и стрессоустойчивости, а также особенностей развития детей в норме и детей с особенностями развития. В основе исследования лежат следующие основные методологические принципы: принцип единства сознания (психики) и деятельности, принцип развития (генетической обусловленности), принцип детерминизма и принцип объективности.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, социологической, педагогической и методической литературы; тестирование; статистическая обработка эмпирических данных (подсчет коэффициента корреляции Ч. Спирмена и U-критерия Манна-Уитни).
Цель исследования и характер решаемых задач обусловили комплексность подхода, объединения инструментария и различных методик в сфере изучения особенностей развития и взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Диагностические методики исследования:
- Методика исследования самооценки (адаптированный вариант Киселёва)
- Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 60 учащихся МГПТК (Минский Государственный Профессионально Технический Колледж) электроники юношеского возраста обоего пола с нарушением слуха (30 слабо слышащих учащихся и 30 глухих). Средний возраст – 17 лет.