Тема: Взаимосвязь тревожности и социально-психологической адаптации студентов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..3
Общая характеристика ……………………………………………………...4
1. Теоретические основы взаимосвязи проявления тревожности
и компонентов социально-психологической адаптации ………………...7
1.1 Понятие феномена адаптации в психологической науке …………….7
1.2 Факторы психологической адаптации ………………………………..10
1.3 Особенности психологической адаптации студентов высшей школы .………………………………………………………………………….........14
1.4 Современные подходы к пониманию тревожности в зарубежной
психологии ………………………………………………………………….19
1.5 Понимание тревожности в отечественной психологии ……………...24
1.6 Роль тревожности в психологической адаптации ……………………30
Выводы ……………………………………………………………………...33
2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и компонентов
социально-психологической адаптации ………………………………….35
2.1 Организация и проведение исследования …………………………….35
2.2 Анализ результатов исследования компонентов социально-психо-логической адаптации и тревожности у студентов ………………………37
2.3 Анализ взаимосвязи тревожности и компонентов социально-психо-
логической адаптации у студентов ………………………………………..49
Выводы ………………………………………………………………………61
Заключение ………………………………………………………………….64
Список использованных источников ……………………………………...68
Приложения …………………………………………………………………73
Выдержки из работы:
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между тревожностью и компонентами социально-психологической адаптации студентов.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ изучения явлений «адаптация» и «тревожность» в зарубежной и отечественной литературе.
- Исследовать тревожность и социально-психологическую адаптацию у студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета БГУ.
- Изучить взаимосвязь проявления тревожности и компонентов социально-психологического адаптации у студентов высшей школы.
- Обобщить полученные результаты, сделать выводы и разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации и снижению тревожности у студентов высшей школы.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь проявления тревожности и компонентов социально-психологической адаптации у студентов.
Гипотеза исследования: состоит в исходном предположении о том, что существует взаимосвязь тревожности и компонентов социально-психологической адаптации у студентов.
Методы исследования:
- Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие).
- Метод анализа литературы по проблеме исследования.
- Методы сбора эмпирических данных (психодиагностические методы):
- тестирование (шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда).
- Методы статистической обработки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), (оценка взаимосвязи исследуемых признаков и статистическая обработка научной гипотезы).
Эмпирическая база исследования: студенты-психологи 1-го и 2-го курса гуманитарного факультета Белорусского Государственного Университета, в возрасте от 17 до 23 лет.