Тема: ПОМЕХИ В УСТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ТИПОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ДЕВИАНТНЫХ И НЕДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..……3
Общая характеристика работы……………………………………..……………5
1. Проблема психологических защит и помех в установлении эмоциональных контактов в общении подростков……………………………9
1.1. Теоретический анализ понятия «эмоциональный контакт» и его психологических особенностей…………………………………………………9
1.2. Теоретический анализ проблемы психологической защиты в зарубежных и отечественных исследованиях……………………………………………….15
1.3. Подростковый возраст и особенности психологических новообразований………………………………………………………………...26
1.4. Девиантное поведение как проявление социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………...……..30
1.5. Проявление психологических защит в общении и поведении подростков………………………………………………………………………33
Выводы………………………………………………………………………….41
2. Эмпирическое исследование помех в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков……………………………………………………...43
2.1. Организация и проведение исследования………………………………...43
2.2. Исследование склонности подростков к отклоняющемуся поведению..46
2.3. Исследование помех в установлении эмоциональных контактов у девиантных и недевиантных подростков……………………………………...48
2.4.Исследование проявления психологических защит у девиантных и недевиантных подростов……………………………………………………….52
2.5.Взаимосвязь помех в установлении эмоциональных контактов с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков ……….59
2.6.Выявление различий в установлении эмоциональных контактов с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков .……....66
Выводы…………………………………………………………………………..70
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованных источников…………………………………………..78
Приложения……………………………………………………………………..81
Выдержка из работы:
Цель исследования: установить наличие взаимосвязи между помехами в установлении эмоциональных контактов и различными типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему психологических защит и помех в установлении эмоциональных контактов у подростков в современной психологии.
2. Исследовать проявление помех в установлении эмоциональных контактов и типов психологических защит у девиантных и недевиантных подростков.
3. Установить наличие взаимосвязи между помехами в установлении эмоциональных контактов и типами психологических защит у подростков.
4. Выявить различия в применяемых психологических защитах у девиантных и недевиантных подростков.
5. Составить коррекционную программу по развитию коммуникативных способностей девиантных подростков.
Объект исследования: эмоциональные контакты как составляющая интимно-личностного общения подростков.
Предмет исследования: помехи в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков.
Гипотезы исследования:
- Существует взаимосвязь между различными психологическими защитами и помехами в установлении эмоциональных контактов у подростков.
- У девиантных подростков наблюдается неадекватность использования типов психологических защит, проявляющаяся в их чрезмерности и интенсивности.
Методы и методики, использованные в ходе исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод тестирования: опросник «Диагностика типологий психологической защиты» Р. Плутчика и Г. Келлермана (адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева и др.), методика «Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла;
3) метод качественно-количественной обработки данных (подсчет процентного соотношения результатов, расчет U-критерия Манна Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена).