Тема: ПЕРЕЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И САМИМ СОБОЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Введение…………………………………………………………………………. | 3 |
Общая характеристика работы…………………………………………………. | 5 |
1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы переживания отношений как социального феномена………………………………………… | 8 |
1.1. Проблема переживания отношений в отечественной психологии……. | 8 |
1.1.1. Психологическая характеристика переживания………………………... | 8 |
1.1.2. Психологическая характеристика отношения………………………….. | 15 |
1.1.3. Психологическая характеристика самоотношения…………………….. | 19 |
1.2. Предпосылки развития переживания отношений в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………… | 29 |
1.3. Психологическая дистанция как фактор развития личности младшего школьника………………………………………………………………………... | 39 |
Выводы…………………………………………………………………………… | 46 |
2. Эмпирическое исследование переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте……………………………….... | 48 |
2.1.Организация и проведение эмпирического исследования………………... | 48 |
2.2. Отношения с другими людьми и с самим собой в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………… | 51 |
2.2.1. Определение длины психологического пространства к разным категориям людей……………………………………………………………….. | 51 |
2.2.2. Определение степени связи с другими людьми в психологическом пространстве……………………………………………………………………... | 58 |
2.3. Основные направления психолого-педагогического просвещения по проблеме психологических отношений младших школьников……………… | 68 |
Выводы…………………………………………………………………………… | 71 |
Заключение……………………………………………………………………….. | 73 |
Список использованных источников…………………………………………… | 75 |
Приложение……………………………………………………………………… | 79 |
Выдержка из работы:
Цель исследования: изучить психологические характеристики переживания отношений с другими людьми и самим собой.
Исходя из поставленной цели, обозначены следующие задачи исследования:
- Определить теоретико-методологические основания проблемы переживания отношений как социально-психологического феномена.
- Теоретически обосновать феномен психологической дистанции.
- Определить длину и степень психологической дистанции в младшем школьном возрасте.
- Определить возможности психологического просвещения по проблеме психологических отношений.
Объект исследования: переживание младших школьников.
Предмет исследования: переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: переживание отношений с другими людьми и самим собой определяет психологическую дистанцию в младшем школьном возрасте.
Методологическими основаниями исследования являются: положение Л. С. Выготского:
- о переживании как единице анализа личностного развития;
- о социальном, культурно-историческом характере этого развития;
- о содержании зоны ближайшего развития;
- о появлении в младшем школьном возрасте опосредованности в отношениях ребенка с окружающей действительностью.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической, социологической, педагогической и методической литературы; тестирование, статистическая обработка эмпирических данных (расчет U-критерия Манна-Уитни (система STATISTIKA 6.0).
Диагностические методики: экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников: «Мы глазами детей…» Е.И. Медведская.
База эмпирического исследования: государственное учреждение образования средняя школа № 168. В качестве испытуемых выступали 54 школьника 3-х классов, из них 31 мальчик и 23 девочки.