Тема: Сравнительный анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве беременных девочек-подростков и их сверстниц
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы…………………………………………………...5
1. Анализ проблемы психологической готовности к материнству и представлений о материнстве у девочек подросткового возраста………….....8
1.1. Психологическая готовность к материнству и представления о материнстве как психологическая проблема……………………………………8
1.2. Психологические особенности протекания подросткового возраста..24
1.3. Психологические особенности развития девочек-подростков в
период вынашивания ребенка…...…………………………………...................28
Выводы………………………………………………………………..….............40
2. Эмпирический анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц………………………………………………..............42
2.1. Методология, методы и организация исследования…………………..42
2.2. Эмпирическое изучение представлений о материнстве у девочек подросткового возраста…………………………………………...……………..46
2.3. Эмпирическое изучение готовности к материнству у девочек подросткового возраста…………………………….…………………………....52
2.4. Сравнительный анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве у беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц…..…………………………………………………….60
Выводы……………………………………………………………...…………….64
Заключение……………………………………………………………..................66
Список используемых источников………………………………...…………....70
Приложения…………………………………………………...…………………..75
Выдержка из работы:
Цель исследования: сравнительный анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы готовности к материнству и представлений о материнстве у девочек подросткового возраста;
2) эмпирически изучить представления о материнстве у девочек подросткового возраста;
3) эмпирически изучить психологическую готовность к материнству у девочек-подростков;
4) установить различия в представлениях о материнстве и психологической готовности к материнству у беременных девочек-подростков и их сверстниц;
5) на основе проведенного исследования составить рекомендации практическим психологам, работающим с беременными девочками-подростками, в каком русле им лучше работать, а так же психологам, занимающимся теоретическими исследованиями проблемы подростковой беременности.
Объект исследования: девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: психологическая готовность к материнству и представления о материнстве у беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологической готовности к материнству и представлениях о материнстве у беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц.
Методологическая основа исследования: взгляды Е.В. Милосердовой на отношение к беременности как на один из важнейших факторов готовности к материнству, изучение проблем ранней беременности Г.Г. Филипповой, подход к психологической готовности к материнству как специфическому личностному образованию Е.В. Матвеевой.
Методы исследования:
1) метод анализа литературы;
2) методы сбора данных:
- тестирование (методика «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова),
- опросный метод (анкета «Представления о материнстве девочек-подростков»);
3) методы обработки данных:
- количественно-качественный анализ,
- U-критерий Манна-Уитни. ХИ-квадрат критерий.
Эмпирическая база исследования: исследование среди беременных девочек-подростков проводилось на базе 11-й городской поликлиники г. Минска, амбулатории №2 г. Минска, 24-й женской консультации г. Минска, Вороновской районной больницы. Базой сбора данных среди небеременных девочек-подростков являлась СШ № 222 г. Минска. В исследовании приняло участие 64 девочки в возрасте от 13 до 17 лет, среди которых 32 беременные девочки и 32 небеременные.