Тема: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 9
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к изучению понятия способностей. 9
1.2. Понятие творческих способностей личности и креативности. 14
1.3. Особенности развития творческих способностей в юношеском возрасте. 18
1.4. Роль семьи в развитии творческих способностей личности. 22
1.5. Влияние эмоциональной поддержки со стороны родителей на развитие креативности. 27
ВЫВОДЫ.. 31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ.. 33
2.1. Организация исследования. 33
2.2. Результаты исследований. 35
2.2.1. Анализ уровня творческих способностей у студентов. 35
2.2.2. Изучение сбалансированности отношений в семье у испытуемых. 41
2.2.3. Взаимосвязь творческих способностей и сбалансированности отношений в семье у испытуемых. 45
ВЫВОДЫ.. 49
Рекомендации по развитию творческих способностей (общие) 51
Рекомендации для студентов по развитию творческих способностей. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 60
Приложение 1. 64
Приложение 2. 77
Приложение 3. 79
Выдержка из работы:
Цель исследования: изучить взаимосвязь между творческими способностями студентов и сбалансированностью отношений в их семьях.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ и обобщить научный опыт по проблеме исследования взаимосвязи творческих способностей и сбалансированности отношений в семье.
- Исследовать уровень творческих способностей студентов.
- Изучить особенности семейных отношений у студентов.
- Определить характер и направленность взаимосвязи между уровнем творческих способностей и сбалансированностью отношений в семьях у студентов.
- Разработать практические рекомендации для студентов, содержащие методы и способы развития творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности студентов.
Предмет исследования: творческие способности студентов во взаимосвязи со сбалансированностью отношений в их семьях.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между творческими способностями студентов и сбалансированностью отношений в их семьях.
Рабочая гипотеза: гармоничные сбалансированные отношения в семье являются стимулом для развития креативной (творческой) личности (творческие способности будут выше у того, у кого сбалансированы отношения в семье).
Методы исследования:
- Теоретико-методологический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- Метод тестирования
1) Тест «Творческое мышление» (Е.Е. Туник, модификация тестов Гилфорда и Торранса);
2) Методика Э.Г. Эйдемиллера «Семейно-обусловленное состояние».
3) Методы математической обработки данных: анализ связи переменных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена (rs).
Эмпирическая база исследования: Эмпирическую выборку нашего исследования составили студенты Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 62 студента в возрасте 17-19 лет (n=62). Среди них 29 девушек и 33 юноши.