Тема: Взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _________________________________________________________2
Общая характеристика работы _______________________________________4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы тревожности и мотивации достижения успеха в психологической литературе ______________________9
1.1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии _____9
1.2 Мотив достижения и избегания неудачи в структуре личности ________17
1.3 Исследование взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха __________________________________________________________26
1.4 Влияние ситуативной тревожности на мотивацию достижения успеха в старшем подростковом возрасте_____________________________________36
Выводы _________________________________________________________44
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте _________________________________________________________45
2.1 Организация и методики исследования____________________________45
2.2 Изучение и интерпретация ситуативной тревожности________________47
2.3 Изучение и интерпретация мотивации достижения__________________51
2.4 Качественно-количественный анализ диагностических данных________55
2.5 Статистический анализ диагностических данных ___________________59
Выводы _________________________________________________________62
Рекомендации по оптимизации тревожности и мотивации достижения у старших подростков_______________________________________________64
Заключение______________________________________________________66
Список литературных источников___________________________________67
Приложения_____________________________________________________70
Выдержка из работы:
Цель исследования: изучение закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: тревожность и мотивация достижения успеха и избегания неудачи.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы тревожности и мотивации достижения успеха в психолого-педагогической литературе: 1) охарактеризовать проблему тревожности в зарубежной и отечественной психологии; 2) проанализировать мотив достижения и избегания неудачи в структуре личности.
2. Провести эмпирическое исследование закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте: 1) изучить ситуативную тревожность у старших подростков; 2) изучить мотивацию достижения у старших подростков; 3) провести качественно-количественный анализ полученных диагностических данных; 4) провести статистический анализ полученных диагностических данных; 5) сформулировать выводы по результатам взаимосвязи ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте; 6) сформулировать практические рекомендации о путях оптимизации этих детерминант в педагогической практике.
Гипотеза исследования: тревожность и мотивация достижения успеха в старшем подростковом возрасте находятся во взаимосвязи: низкая тревожность взаимосвязана с мотивацией достижения успеха, высокая тревожность взаимосвязана с мотивацией избегания неудачи.
Методики исследования: 1) методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д.Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина); 2) тест-опросник А.Мехрабиана «Мотивация достижения (ТМД)», (адаптация М.Ш.Магомед-Эминова).
Эмпирическая база исследования: исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы г. Минска № 54.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 старших подростков (30 девочек и 30 мальчиков, учащиеся 9-х и 10-х классов).