Тема: Эмпирическое исследование взаимосвязи силы воли, устойчивости внимания и стиля мышления у младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. анализ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 6
1.1. Младший школьный возраст: анатомо-физиологические и психологические особенности развития. 6
1.2. Особенности познавательных процессов (внимания и мышления) младших школьников. 11
1.3. Развитие познавательных процессов младших школьников посредством развивающего обучения. 20
1.4. Воля и произвольное поведение в младшем школьном возрасте. 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ) МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 41
2.1. Исследование устойчивости внимания. 42
2.2. Исследование особенностей мышления. 43
2.3. Подведение итогов первого этапа исследования. 44
2.4. Организация проведения второго этапа исследования. 45
2.5. Корреляционный анализ взаимосвязи силы воли, устойчивости внимания и стиля мышления в младшем школьном возрасте. 49
2.6. Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Перевод оценок продуктивности внимания в баллы.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Перевод оценок точности внимания в баллы.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Оценки в баллах по двум методикам(Корректурная проба, Выделение существенных признаков) 62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Результаты корреляционного анализа. 63
Выдержка из работы:
Целью исследования является изучение взаимосвязи волевой активности и развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты по проблеме;
2. Подобрать эффективные методы и методики исследования волевой активности и познавательной сферы младших школьников.
3.. Экспериментально изучить эффективность развивающего обучения в развитии познавательных процессов (внимания и мышления) младших школьников по сравнению с обычным школьным обучением.
3. Экспериментально выявить взаимосвязь между волевой активностью и познавательной сферой.
Перед нашим исследованием мы выдвинули следующие гипотезы:
Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что особенности развития воли и познавательных процессов являются взаимосвязанными в младшем школьном возрасте.
Дополнительной гипотезой выступает предположение о том, что развивающее обучение накладывает свой отпечаток на развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте по сравнению с обычным обучением.
Предметом исследования являются волевые и познавательные процессы младшего школьника.
Объектом были дети младшего школьного возраста в возрасте 9-10 лет, 3 «А» класса (с развивающим обучением) и 3 «Г» класса (с обычным школьным обучением) средней школы №1 им. В.Ф. Купревича г.Смолевичи.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия эффективности развития познавательных процессов у младших школьников в зависимости от силы воли и терпеливости на современном этапе школьного образования в условиях развивающего и традиционного обучения.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.