Тема: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………….……………….4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки
1.1 История исследования и определение понятия ………………………….. 8
1.2 Современные представления о функциональной асимметрии
полушарий …………..……………………………………………………... 11
1.3 Особенности функционирования полушарий ………..……...................... 12
1.4 Профессиональные склонности и психофизиологические предпосылки
к определенным видам профессий ……………………...…..……….…. 15
1.5 Возрастные особенности функциональной асимметрии
полушарий …………………………………………….….………............. 17
Выводы ………………………………………………………………...…………20
ГЛАВА 2. Описание проведенного эмпирического исследования. Общая характеристика полученных данных.
2.1 Характеристика объекта исследования …………………….……………21
2.2 Методы и методики исследования ..……………….…………………….22
2.2.1 Оценка функциональной асимметрии полушарий ………..……….23
2.2.2 Методика «Корректурные пробы» ………………………………......24
2.2.3 Тест Люшера ……………………………………….………………...24
2.2.4 Тест креативности Торранса ………………………………………...25
2.2.5 Диагностика психодинамических свойств личности
(Б.Н.Смирнов) ………………………………………………………...27
2.2.6 Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем
Б.Р.Кадырова ………………………………………………………… 28
2.3 Описание и анализ результатов исследования …………………...……. 31
2.3.1. Нормативные показатели по функциональной межполушарной
асимметрии всех исследуемых групп……………………...….………........31
2.3.2 Анализ корреляционных связей психофизиологических и
психологических показателей студентов специальности
«дизайн» ………………………………………………………………….....36
2.3.3Анализ корреляционных связей психофизиологических и
психологических показателей студентов специальности
«социология» ….…………………………………………………………….40
2.3.4 Анализ корреляционных связей психофизиологических и
психологических показателей студентов специальности
«радиофизика»..……………………………………………………………...43
Выводы……………………………………………………………………….47
Заключение …………………………………………………………………48
Список использованной литературы …………………………………………….50
Приложения
Выдержка из работы:
Цель работы: изучение психофизиологических и психологических особенностей студентов, обучающихся по различным профилям.
Объект исследования: студенты различных профилей обучения.
Предмет исследования: межполушарная асимметрия мозга и психофизиологических параметров у студентов разных специальностей, взаимосвязи внутри группы, между группами, между используемыми опросниками, выявленные в процессе исследования.
Рабочая гипотеза: Особенности межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия определяют специфику стратегии восприятия и переработки информации студентами, что могло послужить основой выбора дальнейшей специальности и успешности выполнения профессиональной деятельности в дальнейшем.
Задачи:
1. Определить коэффициент асимметрии головного мозга у студентов различных профилей обучения.
2. Выявить типологические особенности функциональной асимметрии полушарий и у студентов в связи с их специализацией.
3. Оценить характер взаимосвязи особенностей межполушарной асимметрии с успеваемостью, индексом утомляемости, креативностью и другими психическими и психофизиологическими показателями.
Методы исследования:
- экспериментально-психологический метод.
- метод обработки результатов исследования программным пакетом Statistica 6.0 (описательная статистика, метод ранговой корреляции Spearman).
Методики исследования:
- методика исследования функциональной асимметрии полушарий;
- тест Люшера;
- корректурная проба;
- опросник Б.Р. Кадырова;
- тест креативности Торранса;
- диагностика психодинамических свойств личности Б.Н. Смирнова.
Эмпирическая база исследования:
Всего было опрошено 90 человек, которые были разделены на 3 группы:
- группа студентов гуманитарного факультета БГУ специальности социология, состоящая из 30 человек (7 мужчин и 23 женщины) в возрасте 19-23 года 3-4 курсов обучения.
- группа студентов гуманитарного факультета БГУ специальности дизайн, состоящая из 30 человек (8 мужчин и 22 женщины) в возрасте 19-25 года 3-4 курсов обучения.
- группа студентов факультета радиофизики БГУ специальности радиофизика, состоящая из 30 человек (24 мужчины и 6 женщин) в возрасте 19-23 года 3-4 курсов обучения.
Практическая значимость: успешность обучения в значительной степени определяется личностными особенностями, формирующимися в связи с латеральной организацией индивида. Данные, полученные в результате изучения функциональной асимметрии студентов разных профилей обучения, учреждения образования «Белорусский государственный университет», позволяет получить сведения, которые могут быть использованы для оптимизации процесса обучения, с учетом индивидуально-типических особенностей студентов в овладении ими профессиональными навыками и прогностического планирования в сфере образования.