Тема: Влияние тревожности на самооценку и социометрический статус в младшем школьном возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1. Развитие взглядов на тревожность в истории психологии. 6
1.2. Причины возникновения и особенности проявления у детей младшего школьного возраста. 8
1.3.Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в классе. 19
1.5. Особенности коррекции тревожности в младшем школьном возрасте. 23
1.6. Характеристика детей с особенностями психофизического развития. 30
Выводы.. 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУС РЕБЕНКА В КЛАССЕ. 36
2.1. Общая характеристика методик исследования. 36
2.2. Экспериментальное изучение влияния тревожности на оценку себя и своих сверстников. 39
2.3. Характеристика межличностных отношений в классе. 46
2.4. Особенности самооценки детей экспериментальной группы. 51
2.5. Формирование снижения уровня детской тревожности с помощью директивного метода игровой терапии. 55
Выводы.. 61
Психолого-педагогические рекомендации. 61
Заключение. 63
Список использованных источников. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 67
Выдержка из работы:
Цель: изучить влияние тревожности на самооценку и статусное положение в классах интегрированного обучения и воспитания.
Задачи:
- Провести теоретический анализ значения коррекции тревожности
- Изучить уровень тревожности у учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.
- Изучить особенности самооценки школьников классов интегрированного обучения и воспитания.
- Изучить межличностные отношения в классов интегрированного обучения и воспитания и статусное положение детей с различным уровнем тревожности.
- Разработать программу коррекции.
- Провести коррекцию уровня тревожности, самооценки и коммуникативных способностей детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
- Провести повторное тестирование учащихся классов интегрированного обучения и воспитания для оценки эффективности коррекционной программы.
Гипотеза: Мы предположили, что тревожность влияет на оценку ребенком себя и сверстников в системе взаимодействий.
Частные гипотезы.
1. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе.
2. Мы предположили, что дети с высокой тревожностью имеют неадекватную самооценку.
3. Коррекционная программа позволяет снижать уровень тревожности детей с ОПФР.
Методы исследования:
1. Специальный тест тревожности (Р.Теммп, М. Дорки, В.Амен.)
2. Рисуночный тест Дж.Бака «Дом-дерево-человек.»
3. Методика изучения самооценки Ф.Хоппе.
4. Методика изучения самооценки Т.В.-Дембо. С.Я.Рубинштейн.
5. Методика изучения межличностных отношений (социометрия).
Объект исследования – ученики 2 Б, 2 В, 3 А классов СШ № 200 г.Минска.
Предмет исследования: уровень тревожности детей младшего школьного возраста.