Тема: Влияние самооценки на уровень адаптации к обучению в школе
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы.. 7
1. Проблема самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов. 7
1.1. Структура, формы и виды функционирования самооценки. 9
1.2. Психологические особенности самооценки детей младшего школьного возраста 16
1.3. Адаптация детей 6-7 лет к школьной жизни. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния на самооценку детей 6-7 лет адаптации к школьной жизни. 26
2.2. Определение психологической готовности детей к школьному обучению и место самооценки в системе готовности. 26
2.3. Определение уровня адаптации к школьной жизни у детей с разными условиями организации воспитательно-образовательного процесса. 30
2.4. Определение уровня самооценки у детей в изменившихся условиях жизнедеятельности. 37
2.5. Сравнительный анализ особенностей сложившейся самооценки в зависимости от характера адаптации детей к школе. 42
Заключение. 43
Рекомендации но психолого-педагогическому сопровождению детей 6-7 лет в период адаптации к школьной жизни. 45
ЛИТЕРАТУРА.. 47
Выдержка из работы:
Цель работы — изучение самооценки как компонента развития личности на которую влияет адаптация к школьной жизни.
Предмет исследования уровень развития самооценки и адаптации.
Объект исследования — подготовительный класс базовой школы и подготовительный класс школы-сада.
Гипотеза: мы предположим, что на сложившуюся к концу дошкольного возраста самооценку ребенка существенным образом влияет адаптация детей к новым условиям обучения и развития, в зависимости от типа воспитательно-образовательного учреждения.
Задачи:
1. Изучение психологической готовности обучения к школе у детей исследуемых групп.
2. Изучение характера адаптации к школе у детей исследуемых групп.
3. Изучение уровня самооценки у детей в изменившихся условиях обучения.
4. Провести сравнительный анализ характера адаптации детей к школе п зависимости от особенностей сложившейся самооценки.
Методы.
В исследовании адаптации к школе были использованы:
1. Беседа.
2. Опросник для учителей (психологический анализ адаптации к школе А.В. Александровской) «Карта адаптации».
3. Социомегрический эксперимент «Выбор в действии» вариант «У кого больше?».
4. Экспресс - диагностика психологической готовности детей к обучению в школе Н.Я. Кушнир.
5. Персонификация мотивов И.Я. Кушнир.
В исследовании самооценки были использованы:
1. Беседа.
2. Методика А.И. Липкиной «Три оценки».
3. Вариант методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн: тест «Оцени себя».
4. Эксперимент «Справлюсь или нет?».
5. Модифицированный прием изучения самооценки С.Г. Якобсон, В.Г.
Щур.
Методы математической и статистической обработки «U критерий Манна-Уитни"; "Коэффициент ранговой корреляции R* Спирмена» посчитано в программе Statistica 5.5.
Характеристика экспериментальной и контрольной групп.
Экспериментом было охвачено 23 школьника подготовительного класса сада-школы № 8 г. Рогачева. Эти дети составляли экспериментальную труппу. Так же были изучены 23 ученика подготовительного «А» класса средней школы № 160 г. Минска. Эти дети являются контрольной группой в этом эксперименте.