Тема: Психологическая работа с детьми с низким уровнем адаптации к школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретическая часть исследования.. 6
1.1. Понятие и виды адаптации и дезадаптации в психологической науке. 6
1.2. Стресс и тревога как адаптационные синдромы.. 11
1.3. Особенности психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.. 16
ГЛАВА 2 Эмпирическая часть. 32
2.1. Программа исследования. 32
2.2. Исследование уровня адаптации у детей младшего школьного возраста. 32
2.3. Система коррекционно-развивающих занятий с детьми с низким уровнем адаптации. 34
2.4. Анализ результатов эксперимента. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41
Приложение №1 Результаты исследования адаптации детей к школе. 45
Приложение №2 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц. 47
Приложение №3 Результаты социометрического исследования. 49
Приложение №4 Корреляционные взаимосвязи. 50
Приложение №5. Результаты интеркорреляций. 51
Приложение №6 Тренинг адаптации ребенка к школе. 53
Выдержка из работы:
Объект исследования: адаптация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: изучение степени адаптированности в процессе коррекционно-развивающей работы.
Цель работы: определить уровень адаптации детей первого класса к концу первой четверти обучения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по проблеме адаптации в младшем школьном возрасте.
2. Исследовать уровни и критерии адаптации у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить особенности социально-психологической адаптации и определить социометрический статус ученика, как один из показателей социальной адаптированности.
4. Изучить влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение адаптации у детей младшего школьного возраста и повышение адаптации к школе.
Общая гипотеза исследования проведение целенаправленной коррекционно-развивающей программы способствует повышению уровня адаптированности детей первоклассников.
Частная гипотеза исследования предполагается, что причиной низкой адаптированности детей в младшем школьном возрасте являются статусное положение, которое они занимают в группе сверстников и неудовлетворенность им.
Методы исследования:
ü анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;
ü формирующий эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми второго класса и работа с педагогическим коллективом);
ü констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня тревожности, а также фиксацию результатов, достигнутых после проведения коррекционно-развивающих занятий.